Инклюзивное профессиональное образование

Особенности организации образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья

Программа «Доступная среда» в качестве основной цели подразумевает полноценное формирование к концу отчетного периода (2020 год) условий, позволяющих обеспечить равный доступ инвалидов и граждан без ограничения потребностей к транспортной, информационной и другим инфраструктурам, а также полному перечню открытых услуг, предоставляемых населению Российской Федерации.

Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения

Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы»

Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 N 06-443 «О направлении Методических рекомендаций»

Приказ Минобрнауки от 09.11.2015 №1309

Получение детьми с ограниченными возможностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В статье 43 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Среди широкого круга субъектов права на образование есть лица с особым правовым статусом, это  лица с ограниченными возможностями. Особенности в правовом регулировании их положения в сфере образования вызваны необходимостью закрепить гарантии реализации права на образование. Задача закона была не столько в том, что бы устранить положение, при котором они могут фактически быть исключены из системы образования и общественной жизни, а в том, что бы создать наиболее благоприятные условия для обучения этой группы лиц.

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в Федеральном законе № 273-ФЗ рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.

Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются Минобрнауки России совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ дает спектр базовых определений, в частности даны определения обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, адаптированная образовательная программа:

  • обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
  • инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
  • адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано:

  • совместно с другими обучающимися;
  • в отдельных группах;
  • в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем социальной адаптации и интеграции в общество.

Основная статья, в которой определены особенности обучения лиц с ограниченными возможностями это ст. 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья». Закон обязывает создать специальные условия для обучения рассматриваемой нами групп лиц и конкретизирует эти условия: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:

  • использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
  • специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
  • специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
  • обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

В законе нашло отражение увеличение финансирования получения образования для рассматриваемой категории лиц, ст. 99 «Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования» говорит о том, что нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов РФ, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования должны учитывать создание специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме этого, статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» обязывает всех педагогов учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.

Ориентируясь на интеграцию и совместное обучение детей разных категорий, обучение детей с особыми потребностями по адаптированным программам, Закон  не упустил и особые случаи, в частности для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях. В частности статья 41  «Охрана здоровья обучающихся» говорит о том, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

Бюджетное  профессиональное образовательное учреждение Омской области «Омский монтажный техникум реализует обучение по программам подготовки  специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих/ служащих (на очную форму обучения).

 

№ п/п Код Наименование профессии/специальности Базовый уровень образования Форма обучения Срок обучения
1. 08.01.18 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования основное общее очная 2 года 10 месяцев
2.                  2. 15.01.05

 

Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) основное общее очная 2 года 10 месяцев
среднее общее очная 10 месяцев
3. 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин основное общее очная 2 года 10 месяцев
4. 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий основное общее очная 3 года 10 месяцев
5. 22.02.06 Сварочное производство основное общее очная 3 года 10 месяцев
6. 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям) основное общее очная 3 года 10 месяцев

Для поступления необходимы следующие документы:

  • оригинал или ксерокопию документов, удостоверяющих его личность и гражданство;
  • оригинал или ксерокопию документа государственного образца об образовании;
  • 4 фотографии (размер 3х4 см).

 

Абитуриенты с ОВЗ должны представить документ, подтверждающий инвалидность, индивидуальную программу реабилитации инвалидов, заключение -рекомендацию врача — специалиста о том, что ребенок может обучаться по соответствующей профессии или специальности.

Педагогический коллектив и управленческий аппарат бюджетного профессионального образовательного учреждения Омской области «Омский монтажный техникум» прошел обучение по программам дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) по следующим направлениям:

  1. Организация инклюзивного образования в условиях профессиональной образовательной организации;
  2. Методическое сопровождение инклюзивного образования в условиях профессиональной образовательной организации;
  3. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного профессионального образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья;
  4. Волонтерская программа Национального чемпионата конкурсов профессионального мастерства для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»

 

 

Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов 

Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ осуществляется по направлениям:

  • консультативное;
  • профилактическое;
  • просвещенческое;
  • аналитико-диагностическое;
  • коррекционно-развивающее.

 

Используются такие формы работы как:

  • Психологические тренинги: «Наш выбор – ЗОЖ», «Будем знакомы», «Молоды, активны, здоровы»
  • психологические гостиные и мастерские «Планета талерантности», «Я не один, мы вместе!»;
  • коррекционно-развивающие занятия по программам «Моя команда – моя группа!», «аналитико-диагностическая работа для выбора дифференцированного маршрута сопровождения отдельных лиц и группы по формату «Самопознание»;
  • Работа с педагогическим коллективом,
  • Информационные встречи с педагогическим коллективом «Инклюзия в педагогике» в рамках «Школы молодого педагога»